Для каких целей применяют лицевую отделку мебели?
Факторы, формирующие качество мебели
Качество мебели зависит от уровня конструкторской разработки, нормативно-технической документации, технологической подготовки, организации производства, размерных, технико-экономических, эстетических показателей, а также от качества сырья и исходных материалов.
В мебельном производстве используют большое количество разнообразных материалов, различных по технологическому назначению и природе. По технологическому назначению различают материалы конструкционные, отделочные, облицовочные, настилочные, обивочные, клеящие, лицевую и крепежную фурнитуру. По природе материалы делят на древесные, полимерные, металлические, текстильные и комбинированные.
В общем перечне всех материалов, используемых в мебельной промышленности, одно из первых мест занимают древесные материалы и их полуфабрикаты (пиломатериалы, древесно-плиточные материалы, клееная фанера и т.д.). Основным сырьем для их получения является древесина.
Древесина подразделяется на хвойные и лиственные породы. В свою очередь лиственные породы делятся на кольцесосудистые и рассеянно-сосудистые. К хвойным породам относятся сосна, лиственница, кедр, тисс, ель, пихта; к лиственным кольцесосудистым — дуб, ясень, карагач, ильм, амурский бархат; к лиственным рассеянно-сосудистым — береза, бук, клен, орех, граб, ива, тополь. Для изготовления мебели также используют экзотические породы древесины, которые ввозят из зарубежных стран с тропическим климатом. Это — красное дерево (разновидности — махагони, макаре, амарант, мовинга), лимонное, полисандр, макассар, черное, розовое, атласное и т.д. Древесина как природный материал, обладает совокупностью физических, химических и биологических свойств, которые в свою очередь обусловливают ее высокую декоративность и пригодность к технологической обработке. К основным физическим свойствам древесины относятся цвет, блеск, текстура, объемная масса, твердость, прочность.
Цвет древесина может иметь различный: от белого (осина, ель, липа) до черного (черное дерево) с различными оттенками.
Блеск придает древесине красивый внешний вид. Наибольшим блеском обладает древесина дуба, бука, клена, карагача, амурского бархата, красного, лимонного и сатинового. Блеск древесины может быть усилен лакированием и полированием.
Основные операции по изготовлению мебели: конструирование мебели, разработка эскизов, макетов, технической документации и создание готового образца мебели; затем подбираются и подготавливаются исходные материалы, производится раскрой, обработка заготовок, соединение деталей и элементов, облицовка поверхности, отделка и сборка изделий.
Лицевая отделка мебели. Отделку применяют для придания мебели соответствующего внешнего вида и защиты ее от воздействия окружающей среды.
Отделка мебели состоит из подготовки поверхности, нанесения покрытия и его облагораживания. Для мебели применяются следующие виды отделки: прозрачная, непрозрачная, комбинированная, специальная.
Прозрачные виды отделки — лакирование, полирование.
Лакирование — распространенный вид отделки мебели. На подготовленную поверхность наносят лаковую пленку; используют смоляные, спиртовые, нитроцеллюлозные, перхлорвиниловые, полиэфирные, полиуретановые и другие лаки.
Полирование — трудоемкий, дорогостоящий вид отделки мебели. Поверхность мебели гладкая, с зеркальным блеском, с отчетливо видной текстурой древесины. Текстура — рисунок древесины на поверхности разреза.
Непрозрачные виды отделки мебели — покрытие мебели лакокрасочными составами, пленками; имитационные отделки под текстуру ценных пород шпоном, текстурной бумагой, декоративно-слоистыми пластиками и др.
Инкрустация — рисунок на мебели; его получают врезанием в основную древесину отдельных кусочков, отличающихся по цвету и текстуре от основного фона, а также перламутра, металла.
Маркетри — украшение, общий фон и рисунок которого выполнены из различных пород древесины; наклеиваются на подготовленную поверхность.
По способу изготовления деревянная мебель бывает столярная, гнутая и плетеная.
Столярную мебель собирают преимущественно из прямолинейных деталей. Детали более сложной формы изготовляют на режущих станках выпиливанием, фрезерованием, точением и т.д. Сборку деталей в узлы осуществляют преимущественно с помощью клея. Ассортимент столярной мебели наиболее разнообразен по форме, конструкции и размерам изделия.
Гнутую мебель собирают полностью или частично из гнутых элементов с помощью металлических крепежных изделий (шурупов, глухарей, болтов с гайками). Она легкая и долговечная, но ассортимент ее невелик — табуреты, стулья, кресла, диваны для сидения, столы, вешалки, подцветочники.
Плетеную мебель изготовляют плетением из веток ивы. Для плетения используют также пластиковые ленты, жилки и трубки. Достоинствами плетеной мебели являются легкость, формоустойчивость и надежность при эксплуатации в условиях повышенной влажности воздуха. Однако способ изготовления не позволяет достаточно разнообразить ассортимент. Плетеной бывает мебель дачная и для балконов: табуреты, стулья, кресла, кресла-качалки, диваны для сидения, столы обеденные и журнальные, подцветочники.
Здесь безусловный лидер – ДСП (древесно-стружечная плита). Однако в последнее время ее «догоняет» MDF (Middle Density Fiberboard, что в переводе с английского означает «среднеплотное волокнистое покрытие»). ДСП и MDF делают примерно по одной технологии, но ДСП – из стружек и мелкой щепы, а MDF – из опилок, измельченных до порошкообразного состояния.
Оба вида древесных плит применяют для изготовления фасадов и каркасов мебели. Причем MDF оказалась отличным материалом для деталей с выгнутыми поверхностями. Лист MDF, на который нанесены глубокие параллельные борозды, становится гибким. Но если его согнуть и, совместив бороздки, склеить с другим таким же листом, конструкция утратит упругость и сохранит нужную форму. Так, например, «работает» новый материал топан (Topan), который выпускает немецкая фирма Glutz.
На мебельное производство ДСП и MDF поступают, как правило, уже покрытые ламинатом или шпоном. Ламинат – защитное и декоративное покрытие, которое представляет собой слой специальной бумаги с рисунком, пропитанный синтетической смолой (чаще всего меламиновой). Ламинированной плите не страшны трение, царапины, пятна, вода, высокая температура, ультрафиолет, бытовая химия. Декоративный слой удачно имитирует цвет и текстуру различных пород дерева, поэтому изделия из ламинированной ДСП или MDF выглядят вполне «натурально». Но все-таки до мебели, фанерованной натуральным шпоном, которую от изделий из массива часто могут отличить только профессионалы, они пока «не дотягивают». А вот по степени защищенности от механических и других внешних воздействий «шпонированные» ДСП и MDF уступают ламинату.
К мебели, изготовляемой из металла, относятся металлические кровати, к мебели с металлическими каркасами — раскладные кровати, стулья, кресла, диваны, столы и др.
Металлические кровати могут быть двойными, полуторными, одинарными и детскими. Двойные, полуторные и одинарные кровати имеют одинаковую длину (1900 мм) и различаются шириной, которая находится в пределах от 700 до 1200 мм; детские — длину от 1000 до 1600 мм и ширину от 550 до 700 мм.
Для каких целей применяют лицевую отделку мебели?
Отделкой древесины называют любую обработку ее поверхности, которая улучшает внешний вид изделий или защищает их от непосредственного влияния внешней среды. Художественной отделкой придают предмету наиболее красивый и выразительный вид. Улучшение внешнего вида изделий достигается также путем различных видов художественной обработки самой древесины: резьбой, тиснением, выжиганием, облицовкой различными декоративными материалами, например набором облицовочной фанеры (инкрустация), текстурной бумагой, полимерными материалами, тканями, фольгой (тонкими листками металла) и т. п.
Для отделки древесины используют грунты, замазки, шпаклевки, краски, эмали, лаки, политуры. Все виды отделки деревянных изделий делят на следующие группы: столярную, малярную и имитационную.
Столярная отделка сохраняет природную текстуру (рисунок) древесины, подчеркивает и усиливает ее. Столярную прозрачную отделку производят восковыми составами, лаками, политурами и сухими смоляными отделочными пленками. В зависимости от применяемого материала виды отделки называют: восковой, лакирование, полирование и панелирование.
Восковую отделку производят в теплом помещении. На подготовленную поверхность наносят слой восковой мастики. Когда поверхность пропитается мастикой, ее растирают щеткой или сукном до блеска, усиливают блеск протиркой бархоткой и закрепляют это невлагостойкое покрытие нанесением одного слоя лака или политуры. Восковую мастику приготовляют путем смешивания расплавленного воска со скипидаром или лаковым керосином (уайт-спиритом). Восковые покрытия придают поверхности крупнопористой древесины ровный глубокий мягкий глянец, который при необходимости нетрудно восстановить протиранием щеткой или суконкой.
Лакирование – на поверхность, подготовленную к прозрачной отделке, наносят несколько слоев (покрытий) лака. В зависимости от состава лака различают лакирование спиртовыми, масляными и нитроцеллюлозными лаками. Спиртовые лаки обычно наносятся 2-3 раза с промежуточной сушкой в течение 2 ч при 18-20°. Нижние слои шлифуют шкуркой № 180. Масляный лак наносят два раза с промежуточной сушкой не менее 8 ч при 18-20°; шлифуют перед последним покрытием. О лаке, используемом при изготовлении наших дверей, читайте в разделе технология изготовления дверей.
Гладкость и блеск лаковых покрытий можно повысить путем нанесения способом полирования одного слоя политуры спиртовой, щелочной или нитроцеллюлозной.
Полирование придает поверхности зеркальную гладкость и блеск. Полирование осуществляют различными способами: столярным, полуполированием, располированием и панелированием. Собственно полированием в деревообработке является только столярное полирование, сущность которого заключается в том, что на тщательно подготовленную поверхность наносят политурный покров, имеющий очень небольшую толщину. Процесс полирования длителен, поэтому его применяют лишь для отделки изделий высшего класса (например, предметов художественного значения, мебели).
Панелирование заключается в том, что на сухую, хорошо отшлифованную поверхность наклеивают с помощью горячего прессования лист смоляной мочевино-меламиновой или фенолоформальдегидной пленки. Такое отделочное покрытие по влагостойкости, теплостойкости и твердости значительно превосходит отделку полированием, но внешний вид панелированной поверхности не имеет той глубины и игры текстуры древесины, которые свойственны столярному полированию.
Малярная отделка – нанесение на поверхность непрозрачных (укрывистых) цветных пленок – красок и эмалей. Данной отделке подвергают изделия, изготовленные из древесины мягких пород или недекоративной по текстуре. Применяют для дверных и оконных блоков, панелей, деревянных лестниц, полов, мебели. В зависимости от условий эксплуатации изделий, условий производства и требований потребителя укрывистую отделку осуществляют клеевыми, эмульсионными, масляными и эмалевыми красками. Нанесение красочных покрытий в мелких производствах и при монтаже делают вручную (кистями), а в массовых и серийных производствах – распылением, окунанием, вальцеванием на станках.
Водными составами клеевых и эмульсионных красок окрашивают изделия, предназначенные для службы в сухих помещениях. Технологический процесс отделки состоит из операций шпаклевания, шлифования, грунтования, отбелки и нанесения колера.
Масляными и эмалевыми красками покрывают поверхности предметов, предназначенных для работы на открытом воздухе или в условиях переменной температуры и влажности. Гладкость и зеркальный блеск придают путем располировки. Технологический процесс окраски масляными красками и эмалями состоит из операций грунтования, шпаклевания и не менее чем двукратной окраски. Необходима промежуточная сушка и шлифование, а иногда и выправка (подмазка) после нанесения первого красочного покрытия.
Имитационная отделка – это искусственное воспроизведение текстуры, несвойственной отделываемой породе. Красивой текстурой обладают дуб, орех, красное дерево и др. Однако запас древесины этих пород небольшой и поэтому ее используют обычно лишь в виде тонкой облицовочной фанеры. Процесс фанерования (оклейки изделий фанерой) трудоемок и значительно удорожает стоимость изделий, поэтому в производстве мебели, а также в строительстве для внутренней отделки взамен фанерованию широко используют различные способы нанесения на поверхность новой текстуры, сходной по их наружному виду с текстурой перечисленных пород.
Облицовка текстурной бумагой. Текстурную бумагу выпускают с рисунками, имитирующими пенные породы дерева. Изготовляют ее на печатных машинах. На поверхность древесины текстурную бумагу приклеивают различными клеями. Процесс оклейки и отделки осуществляется одновременно путем горячей запрессовки текстурной бумаги на каком-либо основании между двумя смоляными пленками (фенолоформальдегидными или мочевино-меламиновые).
Облицовка шпоном и фанерой. Например, межкомнатные двери, производимые компанией «Владимирская фабрика дверей», облицовываются шпоном. Для такого вида облицовки применяют лущеный шпон, клееную и строганную фанеру. Оклейку производят непосредственно по основанию, которым служит щит из обвязок, образующий подрамник. Горячий клей наносят ровным, не очень тонким слоем на подогретую поверхность. Наложенный шпон или фанеру к основанию прижимают струбцинами. Бели оклейку производят несколькими кусками шпона или фанеры, то, прифуговав кромки, их укладывают вплотную друг к другу и склеивают. При оклейке криволинейных поверхностей предварительно подготавливают шаблон соответствующей формы.
Имитация под ценные породы дерева. Поверхность древесины очищают, зачищают, шлифуют и окрашивают масляной краской, которая по цвету подходит к основному фону имитируемого дерева. Когда краска высохнет, на нее накладывают густую краску в цвет жилок и волокон. Затем эту краску гребенками снимают, так чтобы оголить нижний слой краски и получить на поверхности рисунок имитируемой древесины. Другой способ получения рисунка древесины – печатание с резинового валика, имеющего на поверхности выпуклый рисунок жилок. Третий способ – отпечаток наносится с непростроганной доски, т. е. гладко выстроганную доску окрашивают в цвет жилок и сразу же на нее накладывают доску, с которой предполагают сделать отпечаток, при этом краска ляжет на выступающие слои. Полученный отпечаток подправляют от руки.
Аэрография в отделке древесины представляет собой усовершенствованный способ ручной имитации под текстуру ценных пород древесины. Вместо применяемых при ручной разделке различных кистей, гребешков, губок и других инструментов в процессе аэрографии пользуются только распылителем-аэрографом. Раствор красителя струей сжатого воздуха, выходящего через сопло распылителя диаметром 0,4-1,2 мм при давлении 1,5-2,0 ат, подается на обрабатываемую поверхность, причем художественное качество имитации зависит от подбора красок и от умения и навыка исполнителя. Способом аэрографии наиболее удобно имитируется ленточная (орех, красное дерево), пламеобразная и крапчатая (чинар) текстуры.
Акваграфия. Известно, что, растекаясь по поверхности воды, жидкости (масло, нефть), имеющие массу меньше единицы, образуют различные узоры. Добавляя в такие жидкости различные краски, на поверхности воды получают цветные рисунки мрамора, гранита и др. Сущность акваграфии состоит в том, что в ванну с водой наливают различные красящие составы, расплывающиеся в виде неопределенного рисунка. Рисунок обогащают набрызгиванием дополнительных красок. Колебанием ванны на поверхности воды образуются волны, придающие рисунку вид годичных колец древесины. На поверхность накладывают и сразу же снимают изделие, предназначенное к окраске.
Таким способом можно наносить рисунок на бумагу, фанеру, бетон, железо, стекло и другие материалы. Рисунок можно печатать не только на плоскости, но и на любых сложных поверхностях. При печатании рисунка надо обращать внимание на то, чтобы не было защемленного воздуха, так как в этих местах поверхность останется без окраски. После того как вся окрашиваемая поверхность получит соприкосновение с водой, материал вынимают и помещают для сушки, затем поверхность лакируют и полируют. Сходство имитаций акваграфией с натуральной текстурой древесины ценных пород лишь приближенное, что ограничивает применение этого вида имитации.
Морение (крашение) древесины отличается от окраски тем, что оно окрашивает дерево не только поверхностно, но и на глубину (до 0,5 мм). Морилки должны представлять собой цветные жидкости, но не цветные суспензии. Перед морением поверхность циклюют, смачивают для поднятия ворса, шлифуют, высушивают, выдерживая его 3-4 суток в сухом и теплом месте, и лишь потом приступают к морению. Морение осуществляют равномерным смачиванием всей поверхности водными красящими растворами, наносимыми распылением или погружением. Глубокое крашение осуществляют различными способами, например, путем обработки заготовок в автоклаве, в котором создается повышенное давление, в пределах 8-10 ат.
При морении марганцовокислым калием и раствором двухромо-вокислого калия получают коричневый цвет; известковым молоком, сульфамином, уксуснокислым кобальтом – красный; серной кислотой – черный; уксуснокислым железом – синий; уксусной кислотой с добавлением древесноуксусного железа – зеленый; железным купоросом и серной кислотой- оливково-зеленый.
После крашения древесину осторожно шлифуют и после просушки поверхность лощат, т. е. протирают коком волоса, грубым сукном или войлоком.
© 2002-2020 Все права защищены
В зависимости от модели и комплектации двери: фурнитура, замки, внешний вид, могут отличаться по виду от изображенных на сайте. Оттенок цвета реальной двери может отличаться от представленного на сайте в связи с техническими возможностями цветопередачи. Наличие моделей уточняйте у менеджеров Вашего региона.
Отделка мебели. Выбор лакокрасочного материала
По завершению сборки своими руками по собственному проекту очередного образца деревянной мебели стоит задуматься о его красивой и качественной отделке. Этого результата можно достичь если при выборе лакокрасочных материалов отделки деталей деревянной мебели будет учтен вид древесины, в части её структуры, высокой пористости, низкой термостойкости, гидрофильности, наличие сучков со смолой и предполагаемая технология отделки. Каждой породе древесины свойственны вполне определенная текстура и цвет, придающий ей декоративный вид поэтому вопрос её сохранения — важнейший фактор при выборе того или иного вида отделочных материалов. При этом все окрашиваемые поверхности должны быть чистыми, неповрежденными, сухими и без органических образований.
Отделку древесины подразделяют на прозрачную и укрывистую. Прозрачная выполняется бесцветным или окрашенными прозрачными лакокрасочными материалами, которые усиливают естественный цветовой тон древесины, подчеркивают её текстуру, а также служат для придания ей специфических эффектов (окраска под старину или в деревенском стиле), обеспечивают имитации дешевых пород под ценные (например,сосны под вишню или красное дерево), или выравнивание цветового тона деталей, имеющих различную окраску или текстуру, изготовленных из массивной древесины, При укрывистой отделке окрашиваемые детали получают непрозрачные покрытия, цвет и декоративные свойства которых полностью определяются используемыми пигментированными лакокрасочными материалами (эмалями или красками).
По своему назначению отделочные материалы делятся на группы:
- материалы для подготовки поверхности древесины к отделке (красящие составы, порозаполнители, шпатлевки, грунтовки, отбеливающие и обессмоливающие средства и т.д.);
- основные материалы, создающие основной лакокрасочный слой (лаки, краски, эмали);
- материалы для облагораживания покрытий (полирующие и шлифующие пасты, разравнивающие жидкости и т.д.).
Отделку поверхности мебели нельзя начинать экспромтом, вернее каждый такой экспромт должен быть подготовлен. Это объясняется тем, что в зависимости от породы древесины она может быть крупнопористой (дуб, ясень) или мелкопористой (береза, осина,бук). Для подготовки к отделке деталей из крупнопористых материалов необходимо проводить операцию порозаполнения. На мелкопористых — операцию грунтования. Для мягких хвойных пород необходимо проводить операцию её укрепления специальными грунтующими составами.
Порозаполнители и грунтовки образуют плотный и твердый нижний слой отделочного покрытия, уменьшающий расход лака. Они должны легко наноситься на поверхность древесины, быстро высыхать, хорошо шлифоваться. Грунтовки под прозрачные покрытия не должны вуалировать текстуру древесины. Основные виды грунтовок для мебели— полиэфирные, нитроцеллюлозные, амино-алкидные. Шпатлевки предназначены для выравнивания поверхностей под прозрачные покрытия и содержат минеральные наполнители. Основные их виды — те же, что и грунтовок. Отбеливающие составы (раствор перекиси водорода, раствор щавелевой кислоты и др.) используются для удаления смоляных и иных пятен, а также для выравнивания цвета древесины. Необходимы также обессмоливающие составы, поскольку смола препятствует адгезии лакокрасочных покрытий; это составы, содержащие щелочь и органические растворители (спирт, ацетон, бензин).
Чтобы придать древесине желаемую окраску используются морилки для древесины (пропитки), которые впитываются в неё достаточно глубоко, но не обеспечивают никакой защиты. Каждый последующий слой покрытия пигментированной морилкой делают древесину более темной. Слои непигментированой морилки меньше изменяют ее цвет. Имеются следующие типы морилок:
- масляные морилки;
- спиртовые морилки;
- морилки на водной основе;
- акриловые морилки.
Масляные морилки — это широкий ассортимент цветов растворимых в маслах красителей, которые разводятся уайт-спиритом. Очень легко наносятся равномерным слоем, быстро сохнут и не поднимают древесные волокна.
Спиртовые морилки — это растворы анилиновых красителей в денатурате, которые быстро высыхают и потому требуют определенного навыка, чтобы избежать появления темных пятен в местах наложения слоев.
Морилки на водной основе это кристаллы красителя или порошок, растворимый в горячей воде. Сохнут долго, поднимают волокна древесины, Поэтому перед их применением надо надо смочить водой деталь и зашкурить древесину.
Акриловые морилки — это водные морилки на основе акриловых смол в виде эмульсии. При выыхании они образуют на древесине тонкую цветную пленку. Они меньше поднимают волокна древесины и меньше выцветают. Твердые сорта древесину нужно обрабатывать такой морилкой, разведенной на 10%.
Протравы — это химикаты (хлориды и сульфаты железа, меди и др.). Не являясь красителями, они вступают в химическую реакцию с дубильными веществами некоторых пород древесины и продукт такой реакции окрашивают ее. Хорошей черной протравой может служить водный раствор анилиновой краски нигрозина. 10 %-ный раствор дает черный цвет с синим оттенком. Раствор с меньшим содержанием нигрозина (около 1 %) дает серый цвет.В черный и серый цвет хорошо окрашиваются береза липа, мелкослойная и очень сухая сосна. Дуб и ольха легко травятся крепким водным раствором железного купороса. Цвет зависит от крепости раствора.Чаще других применяется протравливание в коричневый цвет, который придает любой древесине вид дорогого орехового дерева. В качестве красителя для березы пользуются ореховым бейцем (5-6 %-ный раствор). Марганцевокисльш калием (0,2 %-ный раствор) протравливают сосну, березу и липу. Ель хорошо окрашивается хлористым калием. Под красное дерево, березу и ольху протравливают раствором красного бейца или бисмарка (1 %-ный раствор). Используя анилиновые краски, которыми обычно окрашивают ткани, можно получать тона практически любых цветов. Растворяют их в горячей воде.
Лаки образуют на поверхности твердые блестящие или матовые прозрачные покрытия равномерной толщины с хорошей адгезией к обработанной поверхности.Основные виды лаков для отделки мебели — масляные, акриловые, нитроцеллюлозные, холодного отвердения, двухкомпонентные полиуретановые.
Масляные лаки
Натуральный масляный лак состоит из застывшей древесной смолы смешанной с натуральной олифой из льняного масла и разведенной скипидаром. В современных масляных лаках натуральную смолу заменяют синтетическими (фенольной, алкидной, полиуретановой), а в качестве растворителя используется уайт-спирит. Для мебели чаще используются тощие масляные лаки с полиуретановой основой (шлифующиеся), которые быстро высыхают и дают более твердую пленку, которую можно шлифовать до глянца. Лаки на масляной основе подходят для большинства деревянных поверхностей в помещении.
Акриловые лаки
Акриловый лак является водным раствором акриловой смолы в виде эмульсии. При нанесении лак имеет молочно-белый цвет. Он становится прозрачным после двухэтапного процесса испарения. Поэтому с ними можно работать в помещении с теплыми и сухими условиями. Эти лаки не токсичны и практически без запаха.
Нитроцеллюлозные лаки
Покрытия на основе нитроцеллюлозных лаков хорошо шлифуются и полируются, но плохо переносят как тепло так и мороз, имеют слабую химическую стойкость и плохо сопротивляются истиранию. Однако благодаря обратимости пленки эти покрытия ремонтопригодны. Они малопригодны для толстых полированных покрытий.
Лаки холодного отверждения
Лаки холодного отверждения застывают в процессе «кросс-полимеризации» поэтому для начала этой реакции нуждаются в кислотном катализаторе. В итоге получается не желтеющая исключительно прочная, необратимая пленка стойкая к растворителям, нагреву и истиранию. Этот слой можно сделать относительно толстым. Существуют не прозрачные и черные лаки.
Двухкомпонентные полиуретановые лаки
Отверждение такого лака требует, чтобы перед началом работы с ним следует добавить точно отмеренное количество изоцианатного отвердителя. Этот лак дает прозрачную и прочную отделку, которая на много лучше в износостойкости чем полученная при применении масляного лака. Основным недостатком этого покрытия является его опасность для вашего здоровья, если вы проводите работу без надежной вытяжной вентиляции.
Политуры по составу близки к лакам на основе природных восков, но менее концентрированны и применяются для освежения покрытий и придания им зеркального блеска. При этом толщина покрытий несколько увеличивается. С той же целью применяются полировочные пасты, но при их использовании толщина покрытия уменьшается.
Эмали используются в основном для декорирования детской и кухонной мебели. Наиболее распространены нитроцеллюлозные и полиэфирные эмали со свойствами, аналогичными свойствам лаков.
Подводя итоги выше сказанному можно сказать, что самыми лучшими для отделки деревянной мебели являются двухкомпонентные лаки, лаки холодного отвердения и водные. Они высыхают быстрее, чем полиуретановые, лакированная поверхность не успевает запылиться, остается светлой и со временем не желтеет. Светлое покрытие дает и целлюлозный лак, но оно уступает по прочности выше названным.
Материалы для изготовления мебели
Материалы для изготовления мебели настолько разнообразны, что начинающему мастеру бывает трудно подобрать наиболее подходящие. Ошибки в выборе сказываются и на внешнем виде изделия, и на его эксплуатационных характеристиках. В производстве некоторых материалов используют вредные для здоровья вещества, поэтому собирать из них домашнюю мебель не рекомендуется.
Основные используемые материалы
Все чаще в производстве мебели используется металл, стекло и пластик. Из них делают и целые гарнитуры, и отдельные декоративные элементы, однако наиболее распространенным материалом для изготовления мебели остается древесина и ее производные, в том числе:
Изготовление мягкой мебели осуществляют из тех же материалов на основе древесины. Брус и плиты подходят для несущих элементов конструкции, а тонкими листами фанеры или радиокартона обшивают каркас. Эта технология характерна для кустарного производства. Мягкую мебель нельзя представить без пенополиуретана и обивочной ткани.
Материалами для ремонта мебели могут быть древесно-стружечные, ориентированно-стружечные плиты, МДФ и прочее, однако элементы из ДСП во многих случаях не соответствуют требованиям прочности.
Виды древесных плит
Плитные материалы для изготовления корпусной мебели намного упрощают и удешевляют ее производство. Панели из древесины выполняют несущую функцию, служат фасадами шкафов, столешницами и т.п. При сходстве свойств, присущих материалам на основе древесины, плиты, сделанные по разным технологиям, не могут быть использованы одинаково. Чтобы понять, какой материал лучше подойдет для изготовления того или иного изделия, нужно познакомиться с его характеристиками.
Плиты МДФ – результат спрессовывания древесных волокон сухим способом. Связующим компонентом в производстве материала служат карбамидные смолы. МДФ отличаются высокой экологичностью, поэтому из плит делают многие виды мебели. Панели бывают окрашенными, ламинированными и шпонированными.
По прочности панели сравнимы с изделиями из натуральной древесины. Гибкость материала и простота его обработки позволяют создавать детали со сложной конфигурацией. После распиливания и фрезеровки на панелях не остаются сколы. Это позволяет шире пользоваться декоративной фурнитурой. Плиты обладают хорошей влагостойкостью, но боятся повышения температуры. При +70°С МДФ расслаивается, поэтому изделия из этих плит нельзя ставить вблизи источников интенсивного тепла.
Мебель, собранная полностью из МДФ, стоит дорого, поэтому материал применяется для производства фасадных частей. На внутренние детали идут другие плиты.
Древесно-стружечные плиты производят из измельченной древесины, спрессованной при высокой температуре. В качестве связующего вещества в их изготовлении используют формальдегидные смолы. ДСП дешевле, чем МДФ, но тяжелы и боятся сырости. Соединение панелей резьбовым крепежом не отличается надежностью.
Древесно-стружечные плиты являются источником вредных испарений. Иногда ДСП используется в изготовлении деталей мебели, недоступных взгляду. Предмет гарнитура с такими элементами становится потенциально опасным для здоровья. Чтобы предотвратить выделение формальдегида, поверхность ДСП герметизируют краской или лаком.
Ламинированные древесно-стружечные плиты лишены некоторых недостатков ДСП, т.к. облицованы полимерной пленкой. Более дорогие марки ЛДСП покрывают влагостойким лаком. Ламинированные плиты по сравнению с ДСП более прочные. Невысокая стоимость производства делает ЛДСП самым популярным материалом изготовления мебели. Покрытие плиты может имитировать фактуру металла и древесины.
Хотя пленка предотвращает выделение из ЛДСП формальдегида, она не закрывает все поверхности панели. Ее торцы после разрезания остаются обнаженными. Часто мебель собирают из деталей с незаламинированными кромками. Недостаток ЛДСП можно устранить, если плиты закрасить или заклеить кромочной лентой. Желательно герметизировать высверленные в плите отверстия.
ДВП получают путем мокрого прессования измельченного до волокон древесного сырья. У используемого в мебельном производстве материала несколько функций. Из листов ДВП делают тыльные стенки корпусной мебели и днища ящиков. Иногда древесно-волокнистыми плитами обшивают деревянные каркасы, но тонкие фасады из ДВП не обладают стойкостью к механическому воздействию. Преимуществом минимальной толщины панелей является их гибкость. Они легко режутся. Крепить ДВП можно клеем, саморезами, мебельными гвоздями.
Рекомендуемое дерево для мебели
Многие мебельщики современным материалам предпочитают традиционную древесину. Из нее удается самая экологически безопасная и красивая мебель. Относительно высокая цена оправдывается прочностью и долговечностью изделия. Опытный мастер с уверенностью делает выбор между разными сортами древесины, зная, какой из них наиболее подходит для изготовления той или иной детали конструкции.
Какие материалы используются для изготовления мебели, начинающему столяру поможет понять следующий список:
Лиственница. | Изделие из нее не гниет. Прочность лиственницы превосходит древесину других сортов, но материал слишком тяжелый из-за высокой плотности. |
Ель. | Ее древесина трудно поддается обработке из-за множества сучков. Еловые детали хорошо склеиваются, не подвержены короблению, но не выдерживают больших нагрузок. Дерево чаще используют в производстве фанеры. |
Сосна. | Светлая древесина с хорошо видимой текстурой. Материал относительно дешев, легок и прост в обработке, поэтому относится к самым популярным сортам. Плотность и водостойкость сосны уступают характеристикам лиственницы. |
Орех. | Молодая древесина имеет светлый оттенок и обладает мягкостью. Из нее легко вырезать фигурные декоративные элементы. Со временем орех темнеет и становится намного тверже. |
Ясень. | Светлый, теплого оттенка материал. Даже на старой мебели из ясеня не образуются трещины. |
Дуб. | Породу ценят за прочность изготавливаемых из него предметов гарнитура. Дуб сочетает твердость с гибкостью, поэтому из него часто делают гнутые детали. Особенно ценится темная древесина мореного дуба. |
Береза. | Ее древесину легко обрабатывать, но материал мягкий и тяжелый. |
Бук. | Порода, сравнимая по твердости с дубом. Материал хорошо поддается всем видам обработки, однако не стоек к образованию грибка. |
В производстве мебели часто используют породы фруктовых деревьев, клен, акацию и пр.
Использование покрытия для мебельного материала
Современные технологии позволяют облицовывать недорогие материалы путем шпонирования, ламинирования, каширования и постформинга. В результате они становятся прочнее и приобретают более презентабельный вид, что делает их пригодными к применению в качестве мебельных фасадов.
Каширование
Технологию каширования применяют в производстве мебельных плит. Облицовочным материалом служит полотно текстурной бумаги. После ее приклеивания к ДСП образуется защитное покрытие.
Важно знать: кашированные панели не предназначены для интенсивной эксплуатации и не переносят повышенной влажности.
Меламиновое покрытие, или искусственный шпон
Меламиновое покрытие – это нанесение горячим способом на основу из МДФ или ДСП бумажного слоя и пленки из меламино-формальдегидных смол. Искусственный шпон имитирует фактуру разных материалов. Прочное покрытие обладает хорошей водо- и износостойкостью, устойчиво к воздействию высоких температур, но на нем остаются царапины от острых предметов и следы от агрессивных химических веществ. Шпонированные меламином плиты используют в производстве столешниц, кухонной мебели, фасадов ящиков и шкафов.
Ламинирование
Полимерные смолы применяются при ламинировании ДВП и ДСП. Толщина прочной пленки составляет от 0,5 до 1,3 мм. Покрытие создается под высоким давлением при температуре около +200°С и приобретает особую прочность. Оно может имитировать деревянную и каменную, гладкую и рифленую поверхность.
Постформинг
Технология используется в производстве деталей с закругленными кромками. Покрытие наносится на плиты МДФ или ДСП. Его основа – обработанная пластификаторами текстурная бумага. При нагревании материал приобретает гибкость и легко повторяет форму панели. При остывании пленка сохраняет приданную ей конфигурацию.
Покрытие постформинг отличают такие характеристики, как прочность, устойчивость к агрессивным средам, свето- и термостойкость, водонепроницаемость.